Варианты концепций развития личности

Варианты концепций развития личности

Концепция, или же понимание развития личности – это специфическая совокупность представлений о особенностях всех процессов, которые характеризуют собой формирование и дальнейшее развитие личностных данных каждого человека. На данный момент существуют различные варианты концепций развития личности, которые анализируют возможные механизмы развития личности и объясняют наличие разницы между двумя индивидуумами.

Следует понимать, что формирование и дальнейшее развитие индивидуальности — это не только приобретение определенных навыков и жизненного опыта, способностей и определенных характеристик. Изучение в психиатрии самой сути такого понятия как «личность» позволяет иметь некоторое представление о индивидуальности каждого человека и ее особенностей. Хотя современная наука пока еще не способна сформировать единую общую концепцию, большинство из них опираются на тот факт, что главным потенциалом развития личности является внутренний конфликт.

Основные теории развития личности

Поэтапное формирование индивидуальной личности не является результатом каких-либо случайных процессов, зависящих исключительно от внешних факторов и стечения обстоятельств. Основные теории развития личностиподчеркивают тот факт, что становление личности – это вполне закономерный и сложный процесс, который выражается в ряде изменений психики индивидуума, его духовной и интеллектуальной сферы, а также организма в целом.

Вопрос познания специфики человеческой личности и особенностей ее процессов остается актуальным и в наши дни. В психологии и психиатрии уже принято различать социогенетическую и биологозаторскую концепции в данном вопросе.

Первая из них представляет индивидуальность человека как нечто, сформированное в результате воздействия последовательных процессов окружающей социальной среды. Такая теория попросту игнорирует возможность самостоятельных действий субъекта и представляет его как нечто совершенно спонтанное, приспосабливающееся к конкретным социальным установкам, нравам. Критика социогенетической теории основывается на том, что она не объясняет появления в одном и том же социальном слое индивидуумов с совершенно различными характеристиками.

В противоположность первой, вторая теория базируется на личностном прогрессе индивидуума, которые обосновываются, в основном, сугубо наследственным фактором. Это хорошо объясняет тот факт, что последующее развитие личности может обладать совершенно спонтанным характером. Основываясь на данной концепции можно предполагать, что в каждом субъекте изначально заложена некоторая предрасположенность к конкретному эмоциональному и мыслительному поведению. К примеру, кто-то с рождения уже обладает психическими подоплеками тяги к убийству, а кто-то — обладает «талантом» различной полезной социальной деятельности. Говоря иными словами, изначально природа закладывает в каждом человеке определенную психическую форму поведения, которая в процессе роста и развития личности трансформируется в определенный вариант.

Безусловно, это подразумевает тот факт, что на развитие уникальной личности влияют как биологические и естественные, так и внешние социальные факторы, события в жизни, образ ведения жизни… Тем не менее, все эти факторы принято считать сопутствующими, так как психологи уже давно подчеркивают постулат о том, что личностью не рождаются, а становятся, несмотря на вероятные «врожденные установки».

Существует также масса других основных вариантов концепций развития личности. К примеру, психоаналитическая теория настаивает на том, что формирование индивидуальной личности не что иное, как механизм приспособления субъекта к окружающим условиям, его способ добиваться своих потребностей и защищаться от внешних раздражителей. Теория гуманистическая пытается трактовать развитие личности как непосредственное утверждение субъектом значимости своего личного «Я». Помимо них существует и биосоциальная концепция, которая рассматривает проблему совместимости в процессе формирования личности как социальных, так и биологических факторов.

Духовно-нравственная теория развития личности

Несмотря на различные установки среди аналогичных концепций, не стоит забывать факт того, что человек является социальным существом. Это подразумевает, что важным фактором, влияющим на смысл жизни любого субъекта, являются также его взаимоотношения с окружающими. Можно утверждать, что вся жизнь субъекта зависит от его планов в отношениях с людьми, умения анализировать поведения в социуме и выстраивать необходимый тип и уровень отношений с конкретными людьми.

В своей основе духовно-нравственная теория развития личности содержит такую неотъемлемую часть как воспитание. Она является действительно важной в жизни любого человека, так как именно посредством семейного воспитания или образования в школе осуществляется привязка и приобщение формируемой личности к культурным ценностям и социальным нормам. Недостаточно просто привить ребенку способность жить в определенном культурном обществе, необходимо его также обеспечить соответствующим обществом, чтобы сформировать и поддерживать желание созидания и принятия культурных ценностей.

В настоящее время духовно нравственная концепция воспитания и развития личности старается делать больший упор не только на целенаправленность процессов воспитания, но также «универсальный» этикет. Такая позиция подразумевает, что необходимо избегать узкой направленности воспитания ребенка и будущего индивидуума, не свести все принципы к узким корпоративным, национальным, групповым рамкам поведения. Субъект должен развиваться в более широком спектре, рассматривая все доступные ему культурные, этнические, духовные и религиозные, социально-классовые позиции.

В процессе воспитания должно наблюдаться идеально сочетание целенаправленности процессов на некоторые общепринятые, универсальные рамки, и упора на традиции, культурные и национальные ценности окружающего социума. Такой подход, будучи положенным в основу воспитания, послужит не только хорошей подоплекой для формирования культурного общества, но также станет опорой для ведения диалогов между представителями разных культур и классов.

В данном случае происходит изменение ориентации поведенческих реакций индивидуума с внешних моральных ценностей на внутренние нравственные. При этом нравственность приумножается в качестве метода саморегуляции, не зависящего от внешних факторов.

Также важной проблемой является вопрос самоопределения личности путем приобретения определенного нравственного опыта. Этот процесс заключается в том, что субъект должен эмоционально прочувствовать тот или иной опыт нравственности, проанализировать его, понять и усвоить не только на теоретическом уровне, но и в действии.

Субъект должен сам занять активную позицию в процессах построения отношений с другими индивидуумами, понять интуитивно структуру различных видов отношений, определить среди них те, в которых он нуждается. Именно умение анализировать и выстраивать поведенческие отношения посредством их постепенного усвоения лежит в основе духовно-нравственной концепции.

По сути, целью концепции духовно-нравственного воспитания является формирование высококультурных личностей, обладающих выраженной нравственностью и всеми необходимыми общечеловеческими положительными качествами, деятельность которых была бы направлена исключительно на созидание. При этом к общечеловеческим ценностям относят такие качества, которые принимаются всеми людьми при любых условиях общественных изменений: абсолютное равенство, доброта, жизнелюбие, братство, сотрудничество. Будучи воспринимаемыми сквозь призму субъективности, обусловленной национальной культурой, данные ценности могут переходить также и в национальные.

Вам будет интересно:
Добавить комментарий
Adblock
detector