Вера или болезнь?

Вера или болезнь?

В былые времена приветствовалось желание человека приобщиться к религиозной культуре, поклоняться Богу, молиться в особые дни, поститься и т.д. Людям нужно было во что-то верить, поскольку многие явления и катастрофы не были для них объяснимыми. Пока человек не знает, но наблюдает некое явление, он ориентируется на внеземное или духовное происхождение.

Однако по мере развития науки, вера оттеснилась. Человек уже имеет научные обоснования возникновения тех или иных явлений, даже способен их предсказывать и сам провоцировать. Соответственно, убежденность в их чудодейственное происхождение отпадает.

В настоящие дни люди все больше впадают в крайности: один становится полным атеистом, отрицающим любые божественные причины тех или иных явлений, другой склоняется к религии, подчиняясь некой всевышней силе, которая руководит им и управляет. Наука и религия на сегодняшний день – два противоборствующих лагеря, ни один из которых пока не победил.

Вместе с тем психиатры отмечают необходимость установить влияние религии на психику человеку. Трудно определить, болен ли человек или здоров, когда он цитирует библейские законы. Отмечается умопомрачение некоторых верующих людей. Они больны или здоровы, совершая некий ритуал?

В некоторых религиозных сектах участники ведут себя, словно умалишенные. Данный вопрос остается открытым для некоторых исследователей, которые желают провести четкую границу между психологическим расстройством на почве религии и здоровым состояние, когда человек просто верит в Бога.

Три группы больных религией

Рассмотрим в интернет-журнале psytheater.com результаты исследований, в ходе которых были выделены три группы больных религией:

  • Представители переживали «религиозные» галлюцинации, которые и составляли саму болезнь (общение с Богом, собственная всемирная греховность, божественное происхождение).
  • Представители, у которых религиозные предпочтения возникли до появления болезни. В таком случае вера становится лишь дополнительной картинкой, которая добавляет красок в галлюцинации.
  • Представители, чьи галлюцинации не имели ничего общего с религией, но они были приверженцами того или иного религиозного направления.

Духовные убеждения не входят в компетенцию психиатра, чтобы по ним определять психическое здоровье. Человек может быть абсолютно здоровым, просто иметь некоторые религиозные представления о мире и пристрастия. Это своего рода образ жизни, который имеет право на свое существование. Однако наблюдаются и психически больные люди, которые ярко выражают симптомы религиозных зрительных и слуховых галлюцинаций.

Проводились исследования на реакцию больных и здоровых людей на те или иные религиозные понятия, чтобы четко разграничить, как воспринимают их представители с различным душевным состоянием. Здоровые люди адекватно оценивают мир, лишь в некоторых моментах видя божественную силу. Больные видят мир лишь с позиции веры. Мир делится на греховное и божественное, на черное и белое. Порой больные люди сами причисляют себя к тем или иным ипостасям, которые рассматривает и выделяет религия.

Данный вопрос еще требует изучения, пока некоторые ветки религий имеют свое значение для групп и даже сообществ людей. Пока наука не заместила религию, не доказала ее необоснованность, психиатры будут сталкиваться с двоякими проявлениями психики людей. Трудно отличить здорового приверженца от больного, ведь, по сути, они верят в одно и то же и смотрят на мир практически одинаково.

Добавить комментарий
Adblock
detector